Цветотерапия в детском саду, в работе с дошкольниками

Цветотерапия для детей дошкольного возраста

Цветотерапия в детском саду, в работе с дошкольниками

Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации.

Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша.

Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний.

Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Понятие и сущность метода цветотерапии

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен.

Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека.

Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

  • Через органы зрения — воспринимается глазами, провоцирует активность химической цепной реакции, которая в конечном итоге приводит к освобождению разного вида гормонов организма.
  • Через кожу человека. Свет — электромагнитное излучение, проникающее через ткани человеческого тела, несущее внутренним органам необходимую энергию, активизирующее внутренние процессы организма.

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:

  • Красный — повышает физическую, психологическую активность. Его любят непоседливые, гиперактивные дети. Перенасыщение красного в интерьере может вызвать вспышки агрессии. Цвет стимулирует кровообращение, повышает аппетит. Рекомендуется использовать полезные качества на кухне, в столовой. Не стоит добавлять красные оттенки в спальню: сон будет прерывистым, малыш проснется с плохим настроением. 
  • Оранжевый — цвет радости, веселого настроения, его любят шаловливые дети, любители посмеяться. Хорошее решение для лечения депрессии, неврозов, нервных срывов.
  • Желтый — солнечный, вызывающий уверенность, хорошее настроение, помогает развитию памяти. Эффективен против депрессии, угрюмости, страхов. Оказывает благотворное влияние на пищеварение, на нервную систему. Поднимает жизненный тонус малыша. Чаще всего выбирается детьми как самый любимый.
  • Зеленый цвет. Спокойствие, внутренняя гармония, хорошо успокаивает, влияет на сон. Нормализует давление. Эффективен при лечении головной боли. Часто выбирают дети, которым не хватает любви мамы.
  • Голубой — цвет мечтательности. Помогает организму бороться с инфекционными заболеваниями. Его предпочитают тихие спокойные дети.
  • Синий — придает уверенность, спокойствие, его любят уравновешенные, медлительные малыши, которые никогда никуда не торопятся. Понижает давление.
  • Фиолетовый — успокаивающий. Помогает снимать состояния стрессов. Часто фиолетовый цвет выбирают дети с тонкой душевной организацией: ранимые, эмоциональные. Такие дети обладают предрасположенностью к духовному развитию. 
  • Белый, черный — ахроматические цвета. Не имеют цветового тона, для терапии используются крайне редко. Выбор малышом этих тонов, особенно, черного, служит тревожным сигналом, что ребенок испытывает стресс. Следует обратить особенное внимание на такого малыша.
  • Тусклый — серый, сигнализирует о неустойчивости эмоционального состояния малыша, который не верит в свои силы, всего боится. Поведение дошкольника, выбравшего серые оттенки следует корректировать яркими желтыми или оранжевыми игрушками, различными деталями интерьера.

Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт.

Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу.

Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение.

Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона.

Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике.

Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек.

Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки.

Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветок — аленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка.

Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.

Для более точечного воздействия цветотерапии, следует определить любимые цвета дошкольника. С помощью знания, как разные цвета действуют на психику малыша, наполняя нужным цветом окружающее пространство, можно снизить агрессивность. Боязливому, плаксивому малышу добавить уверенности в силах.

Самое главное для родителей и воспитателей — привить дошкольнику желание учиться, осваивать новые знания. Умение концентрироваться, выплескивать излишки энергии на уроки физкультуры или в спортивных секциях. Психологическая устойчивость должна позволить дошкольнику выдержать новые учебные нагрузки, без вреда для здоровья.

Источник: https://pups.su/vospitanie/tsvetoterapiya.html

Цветотерапия в ДОУ

Цветотерапия в ДОУ

Материал подготовила Тихоновская И.Н., воспитатель–методист высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №1 г. Феодосии».

Цветотерапия (хромотерапия)- это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие.

При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста.

Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот – он может активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма.

Каким же образом цвет (свет) воздействует на организм человека? В основе хромотерапии лежат два механизма воздействия цветовой гаммы на человека: через глаза и через кожу.

Воздействие цвета через глаза

Это основной вид воздействия на организм. Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нашу нервную систему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождает благотворные для организма гормоны.

Воздействие цвета через кожу

Это воздействие основано на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень и активизируя внутренние процессы организма.

В результате активного использования хромотерапии стимулируется эндокринная система человека, которая стимулирует наши жизненные процессы.

Рассмотрим влияние различных цветов на организм человека.

Красный

Это цвет силы и физической активности. Он традиционно считается цветом лидера, вожака стаи.

Однако стоит помнить о том, что красный цвет сильно возбуждает нервную систему, что при чрезмерном его количестве в интерьере возможны вспышки агрессии.

У некоторых людей переизбыток красного может вызвать гипертонический криз. Красный цвет разумно использовать на кухне и в столовой, он повышает аппетит.

Оранжевый

Цвет оптимизма и радости, цвет солнца и тепла. Лучшее лекарство против депрессий и нервных срывов, пессимизма, некоторых страхов и неврозов. Этот цвет положительно влияет на систему кровообращения, мышечную систему, повышает аппетит. Он помогает восстановительным процессам в организме человека. Оранжевый цвет любят и взрослые и дети, всем нам с детства знакома песенка:

Я окрашу целый свет,  В самый свой любимый цвет: Оранжевое море, Оранжевое небо, Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Желтый

Этот цвет помогает нам концентрироваться. Желтый цвет очень эффективен против угрюмости, пессимизма и различных депрессий. Он помогает создать хорошее настроение, придает большую ясность мыслям.

Желтый благоприятно действует на пищеварение и нервную систему, помогает работе памяти.
Если в жизни ребенка начинается новый этап, (поступление в детский сад или первый класс, окружите его желтыми предметами, это поможет ему преодолеть неуверенность в себе.

Дети чаще всего тянутся к желтому цвету, он радует их в одежде, игрушках, предметах интерьера.

Зеленый

Это цвет покоя, цвет внутренней гармонии. Зелёный успокаивает и благоприятно влияет на сон, контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах. Он довольно эффективен в борьбе с головными болями и невралгией, нормализует кровяное и глазное давление и, по исследованиям офтальмологов, несколько повышает остроту зрения.

Голубой и синий

Это цвета уверенности и спокойствия, они положительно влияют на отношения в семье или коллективе. Однако, синий цвет противопоказан людям с низким давлением, что следует учитывать на практике применения этого цвета в хромотерапии.

Фиолетовый

Этот цвет обладает способностью частично снимать психофизические стрессы у человека. Он стабилизирует психику, балансирует душевное равновесие. У людей искусства фиолетовый цвет служит сильным стимулятором творческого мышления.

Белый и чёрный цвет

Они, в строгом смысле, цветами не являются. Это так называемые ахроматические цвета, то есть цвета, лишённые цветового тона. Белый и чёрный (особенно) почти не используются в цветотерапии.

Метод цветотерапии практически не имеет противопоказаний. Благотворно влияет на душевное состояние, которое, в конечном итоге, и определяет здоровье и благополучие человека.

Мы живем в многонациональном Крыму, поэтому не можем не учитывать, что в каждой культуре-свои цветовые ассоциации, которые иногда фиксируются в переносных значениях слов, красочных сравнениях, пословицах, поговорках.

(Красна девица, как ясное солнышко, почернеть от горя, побелеть от страха, розовые очки). У разных народов отношение к цвету проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных обрядах. Эта определенная символика красок, дошла и до наших дней.

Также каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать.

Практика применения принципов цветотерапии в ДОУ

Организуя работу с дошкольниками по цветотерапии, мы учитываем, что цвет является важнейшим элементом любого интерьера.

Именно гармоничное сочетание красок в окружающей ребенка обстановке лежит в основе его комфортного существования.

Ещё Бехтерев писал, что «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка независимо от того, ощущает ли он это сам. 

Помня о лечебном воздействие цвета и света на наших дошкольников, мы постарались правильно организовать в первую очередь световой климат в нашем ДОУ, который оказывает положительное воздействие на детей и сохраняет зрение.

При этом мы учитывали, что правильное освещение должно быть соответствующей эффективности.

Окна должны пропускать как можно больше солнечного света, поэтому плотные шторы в нашем дошкольном заведении висят только в спальных комнатах, а в остальных помещениях окна декорированы легкими прозрачными тканями.

Цветовая окраска стен и мебели зависит от естественной и искусственной освещенности помещения, группы в нашем ДОУ расположены окнами на южную и восточную сторону, стены окрашены в желтые и салатовые тона, спальные помещения в бледно-розовые и голубые тона. По исследованиям психологов дети любят яркие цвета: красный, оранжевый, желтый и комфортнее чувствуют себя при теплых тонах окраски, стены и панели в групповых помещениях мы окрасили в разные, но не контрастные, а близкие по цвету тона.

В интерьере групповых помещений нашего ДОУ присутствуют яркие световые пятна, которые радуют детей. При подборе мебели, мы учли то, что в группах нежелательна однотонная яркая красная или синяя мебель. Чтобы цвет в что-то значил для ребенка, радовал его или огорчал, помогал выразить настроение , передать эмоции необходимо дать первоначальные знания о цвете.

Мы начинаем знакомить малышей с цветом в 1-ой и 2-ой младшей группах на специально организованных занятиях, учим узнавать, называть, выделять цвет в окружающей ребенка обстановке, учим брать краски у природы.

Дети своей по природе более восприимчивы к многоцветию нашего мира. Поэтому цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических случаях. Плачущий ребенок успокаивается при виде яркой, красочной игрушки/ Дети радуются яркой, нарядной красивой одежде.

Для создания хорошего настроения нашим малышам, мы используем «цветные физкультминутки». Перед началом разноцветных физкультминуток мы даем детям возможность рассмотреть цвет, насладиться им, для этого эффективно используем сюрпризный момент – появление «гостя», т.е.

куклы, игрушки, либо другого предмета соответствующего цвета, а затем уже предлагаем детям упражнения. Если хотите увидеть потрясающее умение ребенка радоваться жизни, окружите его яркими красками.

Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.

Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к цвету, пребывающие в хорошем расположении духа,они отдают предпочтение ярким насыщенным тонам«активной стороне» цветового круга, темные, мрачные холодные тона наоборот, ассоциируются у них с неприятными ощущениями, с чем-то плохим и неприятным. Так постепенно формируется связь между словом, образом эмоции и цветообозначением. Учитывая это, в нашем ДОУ детей окружают яркие радостные краски.

https://www.youtube.com/watch?v=_iUgCwXDlxI

Положительное воздействие цвета воспитатели учитывают при оформлении интерьера группы и выбора цвета стен с спальных комнатах, при подборе игрушек и игрового оборудования. Яркая черепаха привлекла внимание детей, они упражняются в шнуровке и застегивании пуговиц и молний.

В хмурый осенний день ребенок улыбнется при виде ярких красок.

В первой младшей группе дети начали знакомиться с цветом. Они научились различать цвета: желтый, красный, зеленый, синий, усвоили белый и черный цвета.

Дети умеют выбирать из нескольких предложенных цветов нужный. Например, рисуют солнышко желтой краской, а травку – зеленой.

С помощью упражнений «Подбери к блюдцу чашку», «Спрячь зайчат от волка», «Прокати мяч в ворота» они закрепляют знания о цвете.

Использовать в работе с дошкольниками цветотерапию педагоги продолжают во второй младшей группе, чтобы в будущем цвет что-то значил для ребенка, радовал его или огорчал, помогал выразить настроение, передать эмоции, первоначально мы закрепляем цвет на специально организованных занятиях, учим выделять цвет в окружающей ребенка обстановке, учим брать краски у природы.

Мы откроем вам секрет, Как раскрасить белый свет Желтыми, зелеными, красными

Красками прекрасными.

Пусть сияет все вокруг – Речка, поле, лес и луг Желтыми, зелеными, красными

Красками прекрасными!

Скачать материал

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/cvetoterapiya.html

Цветотерапия для детей: лечение цветом в психологии

Цветотерапия для детей: лечение цветом в психологии

Евгения Климкович

Мои уважаемые читатели, рада видеть вас снова. Здравствуйте! Абсолютно у каждого из нас есть свой любимый цвет. Более того, мы иногда замечаем, что окружающая нас цветовая палитра оказывает сильное влияние – иногда будоражит, иногда успокаивает. И ни для кого не секрет, что правильный подбор цветовой гаммы – это залог хорошего самочувствия.

Знаем об это не только мы. Знали об этом ещё наши древние предки. Потому совсем неудивительно, что целительные спектральные возможности стали рассматриваться в нетрадиционной медицине как способ сделать нас здоровыми и умиротворёнными.

Если для взрослых лечение цветом в психологии прописывается для снятия стресса, то цветотерапия для детей – это залог их гармоничного развития.

Что умеет цветотерапия?

Основа цветотерапии – её возможность воздействовать на наше психоэмоциональное состояние и самочувствие. Происходит это посредством восприятия многогранной цветовой гаммы через зрение. От глазных рецепторов начинается цепная химическая реакция, активирующая электрические импульсы, а это в свою очередь, включает нашу нервную систему.

Так мы стучимся в наш мозг и вырабатываем нужные гормоны, с помощью цветовой палитры исправляя себе настроение, избавляясь от грусти либо настраиваясь на активную работу.

Если верить исследованиям учёных, значение цветов играет немаловажную роль в нетрадиционном лечении наших внутренних органов. Так,

  • зелёные оттенки отвечают за нормальное функционирование печени и желчного пузыря,
  • синяя палитра встаёт на защиту позвоночника и даёт отпор инфекциям,
  • красный работает на улучшение кровотока и воздействует на сердце,
  • жёлтый помогает тем, у кого есть проблемы с пищеварением и включает аппетит,
  • оранжевый помогает эндокринной системе,
  • белый отвечает за органы дыхания,
  • чёрный исцеляет мочеполовую систему.

Однако всё-таки основная задача любой цветотерапии – скорректировать эмоциональное состояние, потому психологи для детей, в особенности с ограниченными возможностями и психическими проблемами, а также имеющими диагнозы гиперактивности,  этот метод используют заметно часто.

Он позволяет через предпочитаемые цвета, используемые в рисунках, выявить проблемы в развитии детской психики, достать из глубины детской души страхи и вылечить неврозы.

Благодаря простому изменению цвета в окружении ребёнка можно справиться с детской апатией и раздражительностью, усмирить чрезмерно активных и побудить к действию чрезмерно ленивых. И эти возможности природы стали широко использоваться в детских садах и школах.

Для дошкольного возраста это незаменимая помощь психологам, чтобы в игровой форме лишний раз убедиться, что ребёнок развивается в нужном русле либо вовремя скорректировать его поведение. Детям школьного возраста цветотерапия помогает расслабиться после тяжёлого учебного дня и восстановить силы.

Как работать цветотерапией?

Цветовые приёмы предполагают, в первую очередь, определиться с любимыми цветами Вашего ребёнка и понять значение эти предпочтений. Как правило, дети дошкольного возраста среди всех предложенных разноцветных карандашей выбирают активные красный, жёлтый либо зелёный. И это вполне нормально, так как говорит о том, что ребёнок развивается «по годам» гармонично.

В таком возрасте дети активны, интересуются всем, что их окружает, предпочитают новое и необычное. Этим и объясняется яркий выбор. Цвет является барометром их настроения и отношения к окружающему миру.

Реже бывает, что дети детсадовского возраста, ещё пребывающие в своём счастливом детстве, вдруг предпочитают неконтрастные монохромные белый, серый либо чёрный. Такие ребята чаще замкнуты и необщительны, чем и объясняют психологи такой выбор.

Тёмная гамма станет подсказкой для взрослых о том, что у ребёнка где-то в глубине души спрятались его маленькие страхи и тревоги, показывает о заниженной самооценке и неуверенности в собственных силах. Для школьного возраста предпочтение чёрного нередко является символом протеста.

После определения любимых цветов психологи используют цветотерапию, чтобы вернуть замкнутых и обеспокоенных чем-то детей в их счастливое детство, подбирая для них свою гамму. Для этого личное пространство  ребёнка наполняется его любимым цветом, который дополнит счастливые моменты, либо тем, который исправит неблагоприятную ситуацию.

Цвета — целители

И каждый оттенок несёт в себе своё целительное свойство для детской души.

  • Яркий красный – это один из основных цветовых оттенков в цветотерапии, от которого веет теплом. Он повысит работоспособность и активность, сделает выносливее и ускорит мыслительный процесс. Для остроты зрения красный тоже необходим. В общем, этот цвет всё повышает. Однако у него есть противопоказания: если Ваш ребёнок чересчур эмоционален и подвижен, присутствие красного в его повседневной жизни нужно ограничить. Это касается и тех, кто способен быстро поменять позитивный настрой на агрессию. Помните принцип работы красной ткани в испанской корриде?
  • Романтический розовый оттенок снизит возбудимость и поможет справиться с плохим настроением. Этот успокоитель нервной системы расслабит напряжённые мышцы и переведёт уставший детский организм в состояние спокойного глубокого сна.
  • Жёлтые оттенки – это пилюли радости и помощники в улучшении настроения, которые справятся с грустью и пассивным отношением ко всему. Так что если ваш ребёнок по характеру меланхолик и склонен создавать внутри себя конфликты, то для большей коммуникабельности этот цвет как нельзя кстати. Не зря во многих школах стены классов окрашены в жёлтый – он включает в работу логику и выстраивает мысль. По сравнению с активным красным, жёлтый снимет напряжение и будет не активно побуждать к действию, а мягко стимулировать мозговые процессы, отвечающие за речь и мышление.
  • Оранжевый – это смесь жёлтого и красного, потому он несёт в себе свойства обоих цветов, повышая активность и даря оптимизм.
  • Зелёная палитра борется с напавшим переутомлением и нужна тем детям, которые душевно неуравновешенны и раздражаются по всякому пустяку. Зелёный цвет покоя помогает и замкнутым ребятам, которые желали бы стать более открытыми в общении со сверстниками. Подобно действию розового, этот колер помогает засыпать спокойным сном, но одновременно умеет и повысить тонус, придав концентрации вниманию. Однако психология не советует им слишком увлекаться, так как зелёный способен навести тоску-печаль аж до головной боли. Вот почему дети нередко считают самый гармоничный у психологов цвет скучным.
  • Синий колер крайне необходим тем детям, кто охвачен тревогами до депрессивного и истерического состояния. Он даёт ощущение безопасности. Его голубой оттенок действует как успокоительное, а фиолетовый послужит стимулятором для творческих детей, так как способен вдохновлять. Фиолетовая смесь быстро избавит от страхов и психических расстройств, но его чрезмерное присутствие может довести состояние слишком успокоенной нервной системы до апатии.
  • Белый цвет помогает обрести чувство равновесия, поможет взглянуть на окружающий мир через призму доброты и внутренне успокоит.
  • Чёрный всегда связывают с депрессивным состоянием замкнутости, и он на самом деле способен подавлять, когда его слишком много. Однако этот цвет нельзя исключать из цветотерапии, ведь он дисциплинирует и развивает выдержку и стойкость.

! Основываясь на значении цветов, учёные определили цветовую гамму музыкальных произведений. Так, большинство шедевров Бетховена синие, у Мендельсона преобладают светлые розовые оттенки, Шуман «пишет» зелёной краской, Чайковский любит голубой цвет, а Прокофьев склонен к жёлто-коричневому.

Все методики цветотерапии предполагают, то на цвете нужно сосредоточиться. Если большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста не особо обращают внимание, в какой цвет одежды они одеты, то для успешного использования цветотерапии психологи рекомендуют использовать нужные колеры в интерьере детской комнаты и игрушках.

Кроме того, можно пользоваться освещением лампами с определённым цветом, у которых меняются линзы, либо концентрироваться на протяжении 3-5 минут на определённом предмете.

Так что, если практиковать цветотерапию дома, то можно добиться небывалых результатов и прийти к гармонии и душевному равновесию. Потому предлагаю подружиться с цветами, подобно как в песенке про волшебные краски Людмилы Олиферовой:

Источник: http://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/tsvetoterapiya-dlya-detey/

Опыт использования цветотерапии и сказкотерапии в речевом развитии детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Опыт использования цветотерапии и сказкотерапии в речевом развитии детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Работа посвящена анализу и описанию опыта использования цветотерапии в речевом развитии детей в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 67 г.Сочи.

В заключении автор приходит к выводу, что цветотерапия и сказкотерапия как методы формирования связной речи у детей дошкольного возраста обладают исключительно широкими возможностями.

Как показывает многолетний опыт работы с детьми в условиях логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении, помимо формирования речевых навыков, решаются также такие задачи как творческая самореализация, осознание себя как личности, значительно улучшается процесс взаимодействия с окружающим миром.

Детская тревожность и ее влияние на развитие ребенка в настоящее время является весьма обсуждаемой темой как в научных кругах, так и в популярных изданиях [см., напр., 1-6 и др.]. Тревога дезорганизует не только игровую и учебную деятельность – она активизирует разрушение личностных структур.

Знание причин появления повышенной тревожности будет способствовать налаживанию коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и созданию оптимальных условий для формирования правильной речи детей дошкольного возраста.

Немалую роль в ее возникновении играют стрессогенные факторы – как внешнего, так и внутреннего генеза.

Проблема минимизации как количества этих факторов, так и их влияния на психику развивающегося ребенка, является одной из важнейших и злободневных проблем возрастной и педагогической психологии, в связи с чем и привлекает к себе пристальное внимание ученых [см., напр., 7-12].

Повышенная детская тревожность также оказывает негативное влияние на формирование речи ребенка. Планомерное развитие связной речи особенно важно в логопедической работе с дошкольниками с общим речевым недоразвитием.

Системное речевое недоразвитие, наблюдаемое у детей, в комбинации с отставанием в развитии некоторых психических функций настоятельно требует применения дифференцированного подхода к выбору комплекса методов и приемов формирования речевых навыков.

Наблюдается и обратная связь. Широко известно, одним из условий нормального психосоциального развития является постоянное общение ребенка со взрослыми и сверстниками [13]. У детей с тяжелыми речевыми нарушениями отклонения в речевом развитии затрудняют общение.

При общем недоразвитии речи, в силу клинико-физиологических аспектов, происходит отставание в развитии второй сигнальной системы и, следовательно, ослабляется ее регулирующая роль, что, в свою очередь, ведет к задержке эмоционального развития дошкольника.

У таких детей наблюдаются большие трудности в образовании условных эмоциональных реакций, непроизвольность чувств. Это, в свою очередь, также является причиной тревожности [14].

Существует множество технологий и методик, которые позволяют корректировать психофизическое состояние ребенка. Каждая группа этих технологий призвана решать свои приоритетные задачи. В контексте нашей работы, можно назвать методики, направленные на формирование правильной речи, и методики, нормализующие уровень тревожности.

Однако некоторые из них вполне способны решать обе эти задачи (с приоритетом формирования речевых навыков). Такими, на наш взгляд, вполне можно признать методики так называемой «цветотерапии» и «сказкотерапии». Их безусловным достоинством как раз и является «универсальность» решаемых педагогических задач.

Данные методики вполне можно назвать инновационными, а с учетом того, что инновационная деятельность является одной из важнейших сфер работы любого образовательного учреждения [15], в том числе и дошкольного, актуальность данной статьи и ценность опыта в применении указанных методик в логопедических группах сомнений, на наш взгляд, не вызывает.

Результаты

По мнению ряда исследователей [см., напр.

, 16, 17], под связной речью должно подразумевать любую единицу речи, языковые элементы которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) являют организованное по законам логики и грамматики языка единое целое.

В этом ракурсе и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи». Понятие «связная речь» касается диалогической и монологической речевых форм.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Диалогическая речь закрепляется на логопедических занятиях и иных формах воспитательской работы с дошкольниками.

Развитие навыков монологической речи реализовывается на логопедических занятиях по формированию связной речи, занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях.

К ключевым методам обучения связной монологической речи исследователи [18] причисляют обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению.

Сказкотерапия как психотерапевтический метод известен человечеству многие тысячи лет, но как течение современной психотерапии возник недавно.

Сущность его метода такова: с одной стороны, в сказке клиент проявляет свои социальные установки; с другой стороны сказка захватывает детские переживания и в ее сюжете можно наблюдать генезис личности клиента, в-третьих, клиент заполняет сказку личным актуальным содержанием.

сказки позволяет увидеть, чем сейчас живет клиент, определить его основные переживания. После этого сказкотерапевт решает, какому слою уделять внимание на сессии. Решение определяется наибольшим лечебным эффектом для клиента [19- 20].

Цветотерапия также уходит своими корнями в далекое прошлое и как метод психотерапии (также как и сказкотерапия) используется сравнительно недавно. Механизм лечебного воздействия цвета основан на том, что в памяти каждой клетки организма хранятся “настройки” ее здорового состояния [21].

Цветотерапию некоторые исследователи позиционируют как здоровьесберегающую технологию [см., в частности, 22-23]. По своему воздействию на организм человека цвет имеет колоссальное значение: он служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.

Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях [22].

Учитывая поставленную перед нами приоритетную задачу – формирование связной речи ребенка с ОНР, мы посчитали возможным использовать указанные методы в комплексе. Так как данные методы не использовались «в чистом» виде, а применялись в устойчивом комплексе с другими методами и приемами, то вполне можно, на наш взгляд, эту совокупность педагогических средств называть методикой.

Наблюдения за детьми, с которыми мы работали, подтвердили предположение о том, что самый трудный этап работы – изменение устойчивых поведенческих реакций: дети уже используют развернутую фразовую речь, однако при этом наблюдаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки.

Наиболее ясно они обнаруживаются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и т.п.

Также осложняют ход развития связной речи и переход от диалогической речи к контекстной такие проблемы как узость словарного запаса, отставание в освоении грамматического строя родного языка и т.п.

Исходя из собственных наблюдений и анализа научно-педагогической литературы, мы постарались направить наши занятия, прежде всего, на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей.

Поэтому помимо формирования связной речи решались попутно такие важнейшие задачи как осознание ребенком себя как личности, осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности, творческая самореализация и т.п.

Коррекционная работа по социально-эмоциональному развитию детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием методов сказко- и цветотерапии строилась нами в несколько этапов:

1-й этап. Сбор информации о ребенке, его семье, привычках, интересах. Первоначально, проводя диагностику и наблюдая за вновь прибывшим ребенком, отмечаем свои наблюдения в специальном дневнике. Родителям предоставляем анкету с вопросами о его интересах и предпочтениях.

Также проводим ряд игр, которые позволяют лучше узнать нового подопечного.

Во время игр стараемся научить детей простейшим элементам снятия психоэмоционального напряжения, поскольку тревожность, как уже указывалось выше, является основополагающей деструктивной основой детской психики.

2 этап. Непосредственное использование методов сказко- и цветотерапии. Комната в группе обязательно должна быть оборудованна техническими средствами обучения (ТСО).

В нашем «социально-эмоциональном уголке», в частности, есть так называемые «маски настроения», «Белоснежка и 7 гномов», «Солнышко» с фотографиями детей группы, «подушки для битья», «мешочки для для «скопившегося» крика» (считаем возможным не указывать здесь сущность каждого ТСО, так как эта информация с значительном объеме содержится как в специализированных печатных изданиях, так и в сети Интернет), зеркала, игры, игрушки (в том числе – пушистые), картинки, магнитофон и т.п. Например, мы используем маски на занятиях и, в свободной деятельности по развитию речи для преодоления у детей барьеров в общении, снятия психо-эмоционального напряжения, а так же как средства самовыражения (например, надевая маску какого-либо героя, ребенок выражает свои эмоции в движениях, мимике, голосе).

На примере пересказа и сочинительства собственных сказок, мы учим детей искать мирный выход из ситуации, подводим их к самостоятельному выявлению причин спора, конфликта и их разрешению, помогаем понять разницу между обидными шутками и злобными дразнилками (с помощью знакомых сказок «Гадкий утенок», «Золушка», «Карлик-нос»); героев, которых дразнили окружающие за их внешнюю непривлекательность. Обращаем внимание детей на то, что у некрасивых героев сказок часто бывает доброй душа и наоборот («Снежная королева», «Аленький цветочек», «Звездный мальчик»). Сочиняя, рассказывая и пересказывая в «свободной» обстановке, дети не только минимизируют психосоциальную тревожность, но и весьма эффективно развивают связную речь.

Что касается цветотерапевтических приемов, то нами использовались такие как «покрывало феи» (цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов; рассматривая сквозь них окружающее пространство, обертываясь в них, ребенок развивает цветовые ассоциации, успокаивается, настраивается на позитивный лад, развивает воображение и фантазию; заворачиваясь в них, подопечный ощущает отрезанность и защищенность от окружающего мира, что способствует, например, тихой и откровенной беседе; сказкотерапия становится более эффективной), «путешествие в цветную страну» (определенному цвету «посвящается» от 2 часов до целого дня в виде одежды, выставок и пр.), «коврик настроений», «цветная вода», «зажги радугу» и мн. др.

3-й этап. Закрепление приобретенных ребенком знаний и навыков. Важно на этом этапе научить детей критиковать поступки, а не личность товарищей, делать это корректно.

Также дети учатся регулировать свою двигательную деятельность, улавливать эмоциональную окраску речи взрослого, возникают устойчивые базовые элементы саморегуляции психической деятельности, мимика становится более выразительной, накапливается «словарь эмоций».

На фоне благоприятных психических изменений неизбежно происходит и улучшение в развитии речи детей, она становится более яркой, выразительной, содержательной и логически стройной.

Выводы

Цветотерапия и сказкотерапия как методы формирования связной речи у детей дошкольного возраста обладают исключительно широкими возможностями.

Как показывает личный многолетний опыт работы с детьми в условиях логопедической группы в дошкольной образовательной организации, помимо формирования речевых навыков, решаются также такие задачи как творческая самореализация, осознание себя как личности, значительно улучшается процесс взаимодействия с окружающим миром.

Источник: https://novainfo.ru/article/3081

Народный целитель
Добавить комментарий