Как исправить дефекты речи у взрослого человека?

Содержание
  1. Исправление дефектов речи: классификация и способы коррекции
  2. Классификация
  3. Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение
  4. Нарушения речи у взрослых
  5. ЛОГОПЕД.РУ: Как исправить произношение во взрослом возрасте
  6. Можно ли самостоятельно исправить произношение?
  7. С чего начать?
  8. Процесс работы над звуком
  9. Подготовительный этап
  10. Этап постановки звука
  11. Автоматизация
  12. Дифференциация
  13. Введение звука в речь
  14. Работа над текстом
  15. Устное сочинение
  16. Как исправить дефекты речи у детей и взрослых
  17. Классификация дефектов речи
  18. Дислалия у взрослых
  19. Как исправить дефекты речи
  20. Дефекты речи: виды, причины, исправление
  21. Причины
  22. Виды дефектов речи
  23. Дислалия
  24. Дизартрия
  25. Ринолалия
  26. Заикание
  27. Профилактика заикания
  28. Алалия
  29. Мутизм
  30. Детский аутизм
  31. ОНР
  32. Куда обратиться за помощью?
  33. Избавление
  34. Как избавиться от картавости – упражнения и советы специалистов
  35. Что такое картавость (дислалия)?
  36. Виды ротацизма
  37. Почему люди картавят: причины
  38. Диагностика
  39. Лечение картавости
  40. Как избавиться от картавости: упражнения
  41. Как исправить картавость у взрослого человека?
  42. : как убрать картавость у подростка в 13-16 лет
  43. Скороговорки для постановки речи
  44. Профилактика

Исправление дефектов речи: классификация и способы коррекции

Как исправить дефекты речи у взрослого человека?

Дефект речи – неправильное произношение звуков, вызванное недостаточной развитостью артикуляционного аппарата или нарушением его работы вследствие целого ряда причин. С патологий сталкиваются и дети, и уже взрослые люди. Исправление дефектов речи – задача для профессионалов. В ходе занятий используются различные методики, которые зависят от разновидности имеющегося нарушения.

Классификация

Виды дефектов речи достаточно многочисленны. Самыми распространенными являются картавость и шепелявость (виды дислалии).

Какие бывают дефекты речи? Принято выделять:

  • Дислалия. Подобное отклонение встречается у людей с хорошим слухом и развитым артикуляционным аппаратом. Это дефект, выражающийся в неверном произношении звуков, замещением другими либо полным отсутствием. Скорректировать нарушение можно при помощи специальных логопедических упражнений и регулярного произношения различных типов скороговорок для закрепления верно поставленной артикуляции.
  • Дизартрия. Причиной становится отсутствие полноценной взаимосвязи между отделами нервной системы и органами артикуляции. У больного отмечается нарушение подвижности нёбной занавески, губ и языка. Дефекты речи у детей в форме дизартрии выражаются в сложностях с написанием слов, прочтения текстов и общем речевом недоразвитии. У взрослых людей способность к восприятию устной речи, чтению и написанию слов сохранятся в полном объеме.
  • Ринолалия. Патология выражается в гнусавости, т.е. человек разговаривает так, словно у него сильнейший насморк. Причиной становится нарушение функций носоглотки.
  • Заикание. Состояние сопровождается повторным воспроизведением слогов, полных слов, их удлинением и т.д. Обусловлено развитие подобного речевого дефекта чрезмерным напряжением мышечной системы речевого аппарата. У детей формируется заикание в период двух – пяти лет, когда малыш активно учиться разговаривать. При этом патология у мальчиков выявляется в несколько раз чаще, чем у девочек. Потенциальными причинами могут выступать: сильный испуг, воздействие взрывной волны (типична для взрослых), слишком быстрая наработка словарно запаса, заикающийся родитель (в этом случае имеет место подражание), детский церебральный паралич и некоторые другие.
  • Афазия. Потеря вербальной речи после ее формирования в речевом центре при правильно функционирующем речевом аппарате.
  • Алалия. Развитие патологии обусловлено чаще всего родовыми травмами. У ребенка происходит повреждение частей мозга, отвечающих за развитие речи. При этом слух и умственное развитие не страдают.

Нарушения речи в детском возрасте – причины и лечение

Самые часто диагностируемые дефекты речи у детей – шепелявость и картавость. Это так называемые естественные нарушения, которые отмечаются практически у всех начинающих разговаривать малышей.

Появление и закрепление подобных нарушений зависит от многих факторов. В частности:

  • копирование родителями неверного звукопроизношения своего чада;
  • наличие подобных нарушений в ближнем окружении ребенка – малыш непроизвольно копирует подобную речь;
  • сильный психологический стресс.

Как мы уже писали выше эти дефекты речи логопеды и дефектологи называют по-научному дислалия. Для патологии типично нарушение в воспроизведении шипящих и свистящих звуков.

Нормой признается, если малыш до исполнения трех – четырех лет не выговаривает определенные звуки.

Исправление дефектов речи необходимо начинать и отправлять ребенка на логопедические занятия, если проблема не исчезла самостоятельно к 5-летнему возрасту.

Как избавиться от дефектов произношения? Прежде всего, родителям малыша необходимо проконсультироваться с логопедом и показать ребенка специалисту как можно раньше. Он сможет определить разновидность имеющего места речевого нарушения и подобрать индивидуальную программу занятий. Верно подобранные логопедические занятия очень быстро помогут откорректировать речевое отклонение.

Например, источником речевых нарушений может выступать аномальное развитие артикуляционного аппарата – неправильно сформированный прикус, «заячья губа», короткая уздечка языка, «волчья пасть», патологии строения челюсти и другие. Некоторые виды дефектов речи формируются в результате патологий центральной нервной системы, строения носа либо ых связок.

Важно помнить, что шепелявость и картавость – физиологическая норма у детей 3 – 5-летнего возраста. Причиной выступает не полностью сформировавшийся артикуляционный аппарат и прикус. К тому же ребенок еще только учится правильно дышать.

Как исправить дефекты речи? Для улучшения произношения шипящих или других проблемных звуков можно использовать скороговорки и обязательно с буквой, которая вызывает у ребенка сложности с произношением. Но делать это нужно только после правильно выставленной артикуляции, иначе ребенок будет просто закреплять неверное положение речевых органов.

  • У нас в печурочке серебряные чурочки.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Нарушения речи у взрослых

Дефекты речи у взрослых развиваются в большей части случаев после перенесенного заболевания. Например, ринолалия – гнусавость – формируется как осложнение имеющихся носовых полипов либо искривлением носовой перегородки.

Некачественное произношение звука «ш» может быть спровоцировано:

  • плохой подвижностью языка;
  • неправильно сформированным прикусом;
  • повреждением ротовой полости;
  • плохим слухом;
  • пережитой стрессовой ситуацией.

Как исправить дефекты речи? Человеку будет рекомендовано:

  • Консультация логопеда. Профессионал определит вид нарушения, а также подберет эффективные методики его устранения.
  • Лечение провоцирующих речевое нарушение патологий – заболеваний носа или нервной системы.
  • Снятия мышечного напряжения с мышц артикуляционного аппарата. В этом помогают специальные лекарственные средства, которые назначаются невропатологом после очной консультации.
  • Посещение стоматолога и исправление нарушенного прикуса.

Исправление дефектов речи – сложная задача, потребующая от человека дисциплинированности. Только методичная работа поможет добиться результата.

Причиной невнятной речи может становиться волнение и сопутствующий ему нарушенный дыхательный баланс. Для его восстановления и контроля рекомендуется научиться диафрагменному дыханию. Вот пример простого упражнения, которое нужно выполнять не более 5 минут в день. На вдохе надуваем живот, на выдохе – втягиваем.

Хорошие результаты дает миогимнастика и артикуляционные упражнения. Их предназначение – улучшение функций органов артикуляционного аппарата.

  • Заполните рот водой и держите его закрытым 15 секунд.
  • Сожмите зубы, губы сверните трубочкой. Зафиксируйте положение на 5 секунд.
  • Откройте сжатые зубы в широкой улыбке. Выдержите положение 5 секунд.
  • Надуйте щеки с закрытым ртом. Прижмите их кулаками, медленно выжимая воздух сквозь тонкую щелочку между сжатыми губами.
  • Вытяните вперед нижнюю губу и положите ее на верхнюю. Повторите упражнение, поменяв губы.

Гнусавость (ринолалия) часто развивается на фоне патологий, затрудняющих носовое дыхание. Подобное состояние типично для полипов, аденоидов, различных искривлений носовой перегородки и т.д. Нарушение касается произношения носовых звуков «м» и «н». Голос у человека звучит глухо.

Для лечения ринолалии рекомендуется выполнение упражнений по укреплению артикуляционного аппарата и в частности мышц языка.

Необходимый результат дают следующие упражнения:

  • Нужно озвучивать гласные звуки в последовательности – «У-О-А-Э-Ы». На последнем делаем глубокий зевок.
  • Напевайте любимые песни, но все слова заменяйте сначала звуком «У», потом «О», потом «Ю».
  • Позевайте несколько раз. Это упражнение помогает развивать правильное дыхание.
  • Налейте в стакан воды и выпейте жидкость маленькими глоточками. Это отличное упражнение для язычка.

Для исправления дефектов речи нужно совершенствовать свою дикцию. Четкого внятного произношения звуков можно достичь, внимательно следя за артикуляцией.

Хорошая дикция обеспечивается правильным произношением каждого звука. Основная рекомендация – во время разговора нужно открывать рот достаточно широко. Это сделает произношение более четким и чистым. Существуют различные комплексы на развитие дикции, которые при ежедневном выполнении помогут сделать звучание голоса чистым. Как улучшить дикцию читайте в нашей одноименной статье.

Важно развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, например, при малоподвижных губах и языке получить чистое звучание речи невозможно. Обязательно обратитесь к логопеду, следуйте его указаниям и шансы на полное исправление дефектов речи у вас сильно увеличатся.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/ispravlenie-defektov-rechi.html

ЛОГОПЕД.РУ: Как исправить произношение во взрослом возрасте

Как исправить дефекты речи у взрослого человека?

  • Скачать видео “Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых.”

    Довольно часто это – результат привычки, закрепившейся с детства.

    Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти.

    Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    – нарушены не один-два, а три или более звуков;

    – возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    – хотя бы незначительное снижение слуха;

    – неврологические проблемы;

    – проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду.

    Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны – хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса. В зоопарке Зина видела разных зверей.

    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка. У ежа ежата, у ужа ужата. У причала кричали чайки.

    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома. Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.

    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа: – подготовительный; – этап постановки звука; – этап автоматизации; – этап дифференциации; а также один дополнительный этап: – введение звука в речь.

    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук.

    Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе “Эти трудные звуки!..

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: “р-р-р”, шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов – прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…).

    Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их – ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение.

    Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная , а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков.

    Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”.

    Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

    Желаем успеха!

    Конспект открытого мини–группового занятия по технике речи, раздел «дикция». Исправление недостатков в произнесении согласного звука «Р». .

    тест.

    тест.

  • Источник: https://www.logoped.ru/big07.htm

    Как исправить дефекты речи у детей и взрослых

    Как исправить дефекты речи у взрослого человека?

    Нормально развивающиеся дети (фото: razvitierebenka.com)

    В силу влияния различных негативных факторов на формирование разговорной способности ребёнка достаточно часто может наблюдаться развитие дефектов речи, которые выражаются в неправильном звукопроизношении.

    Пациенты с дефектами речи имеют нормальный словарный запас, общаются связно, интеллектуальный уровень развития у них не нарушен, сама структура слова сохраняется.

    Однако присутствуют нарушения в произношении определённой группы звуков, или всего лишь одной фонемы. Может наблюдаться искажённая замена звуков, на единицы, не существующие в языковой системе либо, например, по принципу звонкий – глухой, твёрдый – мягкий.

    У детей, без недостатка речевой функции к пяти максимум к шести годам складывается правильное и чёткое произношение. Они в полном объёме управляют своей артикуляционной функцией, проговаривают без затруднений все сложные составляющие речи.

    Классификация дефектов речи

    Артикуляционный аппарат (фото: vseorechi.ru)

    В речевом аппарате человека состоят такие органы, как губы, язык, гортань, нёбо, зубы. Они активно участвуют в формировании звуков.

    Лечение дислалии зависит от правильно поставленного диагноза в зависимости от выявленных причин, которые его провоцируют. Выделяют, такие основные виды дефектов речи, как:

    Механические. Этот тип нарушения обусловлен аномалиями строения артикуляционного аппарата. Например, такими, как:

    • Короткая подъязыковая связка (уздечка).
    • Не соответствующий нормам размер языка.
    • Патологический прикус.
    • Неправильное строение губ и нёба.
    • Нарушение целостности зубного ряда.

    Коррекция механической дислалии находится в компетенции стоматолога-хирурга, челюстно-лицевого хирурга, ортодонта.

    Функциональные. К данному типу нарушения относят физиологические и социальные проблемы, устранив их, процесс избавления от дефектов речи пройдёт гораздо легче и быстрее.

     К дефектам речи функционального характера приводят следующие негативные влияния:

    • Неблагоприятная окружающая обстановка, которая препятствует общему развитию ребёнка.
    • Систематическое эмоциональное перенапряжение.
    • Болезненность, ослабленное общее состояние.
    • Запоздалый процесс развития речи.
    • В силу различных факторов у ребёнка не смогли сформироваться образцы правильной артикуляции.
    • Акустические проблемы.

    Какие бывают дефекты речи в зависимости от их сложности можно посмотреть в таблице ниже.

    Тип дислалииХарактеристика
    Простой (мономорфный)Наблюдаются нарушения в произношении одной фонемы, либо однотипных по произношению звуков
    Сложный (полиморфный)Дефектная артикуляция может присутствовать в разноплановых звуковых группах

    Как исправить дефекты речи функционального характера знает врач логопед-дифектолог. Данная патология, как правило, легко поддается лечению, однако требует строгого соблюдения всех врачебных рекомендаций и помощи родителей.

    Дислалия у взрослых

    Взрослый человек с дефектами речи (фото: deti-indigo74.ru)

    Важно понимать, что от дефектов речи необходимо избавляться ещё в детстве.

    Если данную проблему пустить на самотёк она может стать серьёзным препятствием для общения, развития в профессиональном и социальном плане.

    Дефекты речи у взрослых не без труда поддаются коррекции, ведь их устранение будет основываться на борьбе с устаревшими привычками, появившимися ещё в детском возрасте.

    Успешное лечение зависит от постановки верного диагноза, от точного выявления причин провоцирующих патологию.

    Проблемы, развившиеся в силу психоневрологических факторов, требуют особого внимания и возможно, участия психотерапевта.

    Важно! Окончательное исправление дефектов речи у взрослого после функционального восстановления артикуляции, длительное время (6-10 месяцев) будет заключаться в контроле, со стороны пациента, за работой своего речевого аппарата

    Как исправить дефекты речи

    Занятия с логопедом (фото: lhuvikool.ee)

    Как успешно избавиться от дефектов речи, а также, получить максимально быстрый и стойкий результат, поможет разобраться врач логопед-дефектолог.

    Лечение, как правило, проходит комплексно, при активном участии родителей, воспитателей, педагогов и психологов.

    Применяются разнообразные логопедические упражнения, специальные индивидуально подобранные программы для коррекции речи.

    Немаловажную роль в процессе развития речи играют родители, которые являются объектом подражания для малыша.

    Неверное произношение слов с их стороны, становится основой неблагоприятного формирования речи у ребёнка, существенным препятствием для усвоения последовательности всех механизмов артикуляции.

    Важно! Своевременное устранение речевой патологии является залогом полноценного общения – соответственно, неотъемлемой составляющей нормального уровня и качества жизни, психофизического здоровья человека.

    Также, необходимо понимать, что самостоятельно дислалия не проходит. Исправление дефектов речи, без участия квалифицированного специалиста практически невозможно.

    Источник: https://SimptomyInfo.ru/stati/rasstrojstva-rechi/227-kak-ispravit-defekty-rechi-u-detej-i-vzroslyx.html

    Дефекты речи: виды, причины, исправление

    Как исправить дефекты речи у взрослого человека?

    Сегодня мы предлагаем вам поговорить о разновидностях дефектов речи. Их существует целое множество, мы постараемся уделить внимание каждому в отдельности.

    Очень важно за помощью обращаться к профессионалу, не спешите сами поставить диагноз! Врач не только может правильно выявить проблему, но и подскажет, как ее устранить.

    Начнем с того, что дефекты речи необходимо лечить в раннем возрасте, так велика вероятность того, что малыш будет говорить красиво и правильно. Выделяют только две группы детей, которые развиваются нормально с точки зрения медицины:

    • говоруны (проявляют активный интерес к окружающему миру, легко адаптируются к новой обстановке, рано начинают говорить и задают большое количество вопросов);
    • молчуны (созерцатели, начинают говорить позже своих сверстников, но сразу практически без дефектов, таким деткам нужно внимание и понимание родителей).

    Однако если ваш “молчун” не начал говорить к трем годам, стоит бить тревогу. Возможно, вы столкнулись с серьезной проблемой. Откуда она взялась? Выясним в следующем разделе статьи.

    Причины

    Прежде чем говорить о разновидностях и исправлении дефектов речи, выявим причины недуга. Их можно разделить на две категории:

    • врожденные (наследственность, особенность организма, тяжелое протекание беременности);
    • приобретенные (запущенность, частые болезни, снижение слуха, стресс и так далее).

    Помимо этого, частой проблемой являются болезни гортани или губ, неправильное строение челюсти, болезни коры головного мозга и так далее.

    Виды дефектов речи

    Здесь мы приведем только перечисление, конкретнее о каждом виды вы узнаете далее. Выделяют следующие типы:

    • проблема скорости воспроизведения (быстро или медленно);
    • патология речевого аппарата;
    • заикание;
    • дефекты произношения различных звуков;
    • неправильная работа речевого аппарата, ЦНС (центральной нервной системы), головного мозга.

    Не стоит самостоятельно бороться с проблемой. Если вы заметили какое-либо нарушение речи у своих домочадцев или у себя, отправляйтесь за консультацией к логопеду.

    Дислалия

    Начнем мы с такого дефекта речи, как дислалия. Эта проблема является самой распространенной. У человека наблюдается довольно большой словарный запас, он способен правильно выстраивать и согласовывать предложения, но неправильно произносит один или несколько звуков.

    Этот дефект является фонетическим, то есть нарушено звукопроизношение. У людей, страдающих от данного недуга, не наблюдается плохого слуха.

    Дизартрия

    Следующий дефект речи, на который мы хотим обратить внимание – дизартрия. При данной проблеме мы наблюдаем неправильное произношение всех групп звуков. Какова же причина проблемы? Все дело в работе нервов, которые связывают наш речевой аппарат и ЦНС. При дизартрии наблюдается недостаточная работа этих нервов.

    У болезни есть ряд особенностей:

    • невнятная речь;
    • нарушение голосообразования;
    • неправильный ритм, темп и интонация.

    Ринолалия

    Дефект речи, имеющий название ринолалия, проявляется нарушением тембра голоса. Все мы когда-нибудь пробовали пародировать слона, то есть говорить “в нос”. Но встречаются случаи, когда это у человека происходит само собой. Так называемое носовое звучание появляется в результате анатомического дефекта речевого аппарата.

    Заикание

    Сейчас рассмотрим еще один дефект речи – заикание. Характеристики его представляют совокупность нарушений нескольких составляющих:

    • темп;
    • ритм;
    • плавность речи.

    Проблема данного рода возникает из-за судорог мышц лица. Заикание появляется у детей с двух лет. Особенностями заболевания являются:

    • вынужденная остановка речи;
    • повторение звуков или слогов;
    • возможно добавление ненужных звуков (“а” или “и”).

    Профилактика заикания

    Сейчас очень коротко об исправлении дефекта речи под названием заикание. В этом разделе коротко перечислим все, что нужно строго соблюдать родителям ребенка, который страдает от данного недуга.

    1. Начнем с речи окружающих малыша людей. Все должны говорить четко, правильно и неторопливо.
    2. По возможности избегайте контакта с заикающимися людьми.
    3. Не стоит кричать и скандалить при ребенке.
    4. Любыми силами избегайте травм (как психологических, так и физических), особенно это касается головы.
    5. Не стоит перегружать малыша различными впечатлениями и большим количеством информации.
    6. Не торопите развитие ребенка, не стоит стараться сделать из него вундеркинда.
    7. Избегайте испуга (страшные истории, фильмы и так далее).
    8. Не бейте малыша и не отправляйте одного в темное помещение в качестве наказания.

    Алалия

    Данным термином принято называть отсутствие речи у детей возраста от 3 до 5 лет. Отсутствие может быть как полное, так и частичное. Чем вызван недуг? Недоразвитием или поражением речевой области левого полушария коры головного мозга. Это поражение может наступить во внутриутробном периоде развития или на ранней стадии.

    Помимо этого, различают два вида алалии:

    • моторная (случаи, когда малыш все понимает, но воспроизвести не может);
    • сенсорная (отсутствие понимания речи, часто замечаются повторения чужих фраз, если задать ребенку вопрос).

    Мутизм

    Данное заболевание может развиться из-за сильной психической травмы. Малыши с таким диагнозом просто перестают говорить (речевое развитие останавливается). Как и в предыдущем случае, различают две разновидности мутизма:

    • общий (полное отсутствие речи);
    • избирательный (выражается в виде протеста на какие-либо действия или обстоятельства).

    Детский аутизм

    При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.

    При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:

    • возбудимость и даже агрессивность;
    • зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель – внешний вид, а не вкусовые качества; пример – малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
    • отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
    • у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность – ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).

    ОНР

    Существует и такой дефект речи у ребенка, как ОНР (общее недоразвитие речи). Такой диагноз могут поставить, если постановка конкретного диагноза затруднена.

    Под ОНР понимают различные расстройства речи, которые могут касаться фонетики, лексики или грамматики. Отличительные особенности заболевания:

    • нарушение произношения;
    • затрудненность в различении звуков;
    • скудный словарный запас;
    • трудности со словообразованием и изменением слов;
    • несвязная речь;
    • малыш начинает говорить поздно (3-5 лет);
    • неоформленная с точки зрения грамматики и фонетики речь;
    • невозможность оформления своих мыслей.

    Куда обратиться за помощью?

    Если вы столкнулись с логопедическими дефектами речи, то вам необходима консультация врача-логопеда. Помимо этого, причина может крыться и в другом. Возможно, нарушение речи вызвано более серьезными проблемами. Иногда при дефектах речи, характеристики которых были представлены выше, необходима консультация следующих специалистов:

    • психолог;
    • дефектолог;
    • отоларинголог;
    • стоматолог;
    • невролог;
    • ортодонт и так далее.

    Не стоит пытаться самостоятельно поставить диагноз и заниматься самолечением. Говорить красиво вам поможет только опытный специалист, способный выявить точную проблему.

    Избавление

    Лечение дефектов речи происходит по индивидуальному плану. Сначала специалисту необходимо выявить причину, которая влияет на произношение, только после этого – составить индивидуальный план занятий.

    Если у вашего ребенка выявили какой-либо дефект речи, то родителям стоит запастись терпением. Ведь хороший результат зависит от нескольких факторов:

    • регулярность;
    • усердие;
    • настойчивость.

    Так как дефектов речи существует большое множество, методов избавления от них также наличествует большое количество. Если после излечения основной проблемы речь пациента не улучшается, то логопеды советуют дыхательную гимнастику или речевую терапию. Эти два метода очень часто применяют после инсульта.

    Источник: https://www.nastroy.net/post/defektyi-rechi-vidyi-prichinyi-ispravlenie

    Как избавиться от картавости – упражнения и советы специалистов

    Как исправить дефекты речи у взрослого человека?

    Дефект речи приносит много дискомфорта. Картавость – распространенное нарушение у детей и взрослых. Особенно волнуются женщины. Когда девушка картавит, то краснеет, заикается, смущается.

    Многие задают вопрос: почему некоторые люди картавят? Причины бывают разного характера. Для того чтобы точно установить диагноз и выбрать метод коррекции, подключают логопеда, стоматолога, ЛОРа.

    Они посоветуют, как избавиться от картавости эффективно и в домашних условиях.

    Что такое картавость (дислалия)?

    Картавость (ротацизм) – это неправильное образование звука «Р» речевым аппаратом. Явление провоцируют разные причины. В норме язык поднимается к верхнему небу, в район передних зубов, и вибрацией в правильном положении образует звук.

    Дефект речи приносит дискомфорт, нервное напряжение. Когда человек не может произносить звук правильно, то начинает смущаться и даже заикаться. Исправление картавости – длительный процесс. И чтобы избавиться от дефекта речи, нужно запастись терпением.

    Виды ротацизма

    Картавость существует нескольких типов:

    • Увулярная форма картавости. Дислалия речи происходит из-за неправильной вибрации маленького язычка неба;
    • Велярная. Нарушение речи провоцирует все верхнее небо;
    • Боковая. Язык или его часть смещается набок;
    • Двогубная. Неправильное положение губ нарушает образование звука;
    • Проторная. Язык и мягкое небо неправильно взаимодействуют при построении звука.

    Диагноз картавости ставит взрослому или ребенку логопед. Для этого определяются причины, и проводится диагностика.

    Почему люди картавят: причины

    Причины дефекта картавости:

    1. Нарушения функциональных возможностей слухового аппарата (врожденные патологии или воспалительные процессы, сниженный слух);
    2. Травмы языка;
    3. Неправильный прикус, отсутствующий передний верхний или нижний зуб, укороченная или удлиненная челюсть;
    4. Патологии речевого аппарата. Неправильная уздечка – самая распространенная причина картавости;
    5. Генетическая предрасположенность. Заболевание передается по наследству;
    6. Паралич или атония языка, его части.

    Врачи научат, как перестать картавить.

    Диагностика

    Диагностика картавости – комплексный процесс. К нему подключают логопеда, стоматолога и ЛОРа. Логопед оценивает ситуацию с речью, стадию не проговаривания звука и определяет вид заболевания. Определить анатомические отклонения речевого аппарата или слухового механизма могут стоматолог и ЛОР. Они помогают убрать картавость разными методами.

    Лечение картавости

    Медицина предлагает эффективные методы для коррекции картавости в любом возрасте. Исправление дефекта речи – дело длительное. Логопед проводит лечебный массаж для языка взрослому человеку и ребенку, подбирает специальные упражнения для четкости речи, преподает специальные техники целебной вибрации речевого аппарата, говорит скороговорки и тренировочные фразы.

    При нарушениях в слуховом аппарате подключают ЛОРа. С помощью фармакологических средств или оперативного вмешательства он восстанавливает функциональные возможности органа.

    Рот – главная часть речевого аппарата. Стоматолог при необходимости оперирует уздечку, проводит протезирование и другие манипуляции в ротовой полости. Выправление зубов, прикуса дает отличные результаты для четкости речи, твердой буквы «р». Правильный прикус, полный зубной ряд восстанавливают четкость речи.

    Как избавиться от картавости: упражнения

    Избавиться от картавости помогают специальные упражнения. Они укрепляют мышцы языка и связки ротовой полости, мягкая буква «р» становится твердой. Чтобы устранить дефект, необходимо:

    1. Лечебная улыбка. Открыть широко рот. Не закрывая его, языком погладить небо. Упражнения повторяют 10 раз;
    2. Поглаживание. Откройте рот максимально широко. Положите на нижнюю губу язык. Делайте им движение поглаживания вниз и вверх. Дополнительно добавляйте к движению звук «р»;
    3. Чистка зубов. Растяните губы в широкой улыбке. В таком положении проведите кончиком языка по внутренней стороне верхнего зубного ряда. Кончик двигается плавно влево и вправо;
    4. Желобок. Открыв рот, языку придайте форму желобка. В таком положении произносите букву «ф». Старайтесь при произношении выпускать узкую струю воздуха. В идеале она проходит посередине желобка языка. Вибрация, которая создается, позитивно влияет на речевой аппарат, гарантирует исправление речи.

    Возраст не станет помехой для тех, кто хочет убрать картавость. Главное, в 1 день делать несколько подходов. В таком случае регулярный комплекс принесет быстрый результат.

    Как исправить картавость у взрослого человека?

    Исправить картавость можно самостоятельно, в домашних условиях. С задачей справится взрослый и ребенок:

    • Медленное проговаривание слогов «ТЭ», «ЛЭ» и «ДЭ». Сначала проговаривайте при картавости каждый слог отдельно, медленно и четко по 10 раз. После, говорите 3 слога слитно, одни словом;
    • Те же слоги повторяйте медленно. Убираем язык вверх, дотрагиваясь кончиком десны верхнего зубного ряда. Выполнение – медленное, произносить звуки – громко;
    • Постепенно начинайте в таком режиме проговаривать слова с одной буквой «р». Медленно обычно и дотрагиваясь десны над верхними зубами. После тренировок со слогами мышца окрепнет, нарушение речи со временем исчезнет.

    Некоторые пациенты говорят, что не избавились от дефекта самостоятельно. Но при ежедневных 3- разовых подходах у картавости не останется шансов.

    : как убрать картавость у подростка в 13-16 лет

    Убрать картавость в 13-14-15-16 лет реально с помощью специального видео. В нем показана простая древняя техника, которая восстановит речь, быстро уберет дефект. Для этого не понадобиться специальные дорогие тренажеры или приспособления. Подручными средствами с помощью видео реально убрать картавость речи, добиться поразительных результатов у детей и взрослых.

    Скороговорки для постановки речи

    Скороговорки от картавости исправляют произношение, тренируют ротовой аппарат. Чаще всего логопеды советуют преодолевать ротацизм с помощью предложений:

    • ” В грозу от груза арбузов развалился кузов “

    • ” Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, до поры остры топоры “

    • ” Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла ” .

    Нарушение звукопроизношения, более твердый звук «р» появится после нескольких дней ежедневных тренировок. Главное правильно и четко повторять упражнение, и картавость отступит.

    Профилактика

    Чтобы предупредить развитие дефекта речи у ребенка, необходимо:

    1. Следить за правильностью произношения звуков и слогов. При проблемах немедленно обращаться за помощью к логопеду или дефектологу;
    2. Профилактическое посещение ЛОРа. Мероприятие поможет выявить на ранних стадиях воспалительные процессы слухового аппарата и избежать картавости;
    3. Неотложное лечение стоматологических заболеваний и патологий. Манипуляции и специальные системы помогают восстановить функциональные способности ротовой полости, сделать речь более чистой и правильной.

    Источник: http://wjone.ru/410-kak-izbavitsya-ot-kartavosti

    Народный целитель
    Добавить комментарий