Соотношение биологического и социального в развитии человека

Содержание
  1. Основные концепции соотношения биологического и социального в развитии человека (Смирнов в. И., 2002)
  2. 2.Движущие силы и основные закономерности развития личности
  3. 3.Характеристика основных факторов, влияющих на развитие личности
  4. Взаимосвязь биологического и социального в личности
  5. Преобладание биологического
  6. Преобладание социального
  7. Отрицание значимости как биологического, так и социального
  8. Равенство биологического и социального
  9. Взаимозависимость биологического и социального
  10. Социальное и биологическое в человеке. Философия: проблема соотношения биологического и социального в человеке
  11. Социальные и биологические факторы
  12. Биологизаторская концепция
  13. Социологизаторская концепция
  14. Понимание проблемы с точки зрения психоанализа
  15. Биосоциальное развитие человека
  16. Концепция целостной социальной природы
  17. Социально-биологический кризис
  18. Пути преодоления дисгармонии
  19. Проблема соотношения биологического и социального в человеке
  20. Заключение

Основные концепции соотношения биологического и социального в развитии человека (Смирнов в. И., 2002)

Соотношение биологического и социального в развитии человека

Биологическая концепцияСоциологическая концепцияБиосоциальная концепция
Человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружение. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание призвано корректировать характер влияния среды.Человек – существо и биологическое и социальное: психические процессы (ощущения, восприятие, мышление) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды. При данном подходе недостаточное значение придается роли самовоспитания и деятельности.

2.Движущие силы и основные закономерности развития личности

Движущими силами развития личностиявляются противоречия, внутренне присущиэтому процессу.

Отметим некоторые из них: междувозрастающими требованиями человекак себе и тем потенциалом, которым человекрасполагает; между требованиямипредъявляемыми учебным заведениям, ижеланиями учащихся; между материальнымии духовными потребностями и реальнымивозможностями их удовлетворения. Врезультате борьбы этих противоречийпроисходит шаг в развитии человека иформировании его как личности.

Закономерности развития– зависимостимеду процессом развития и его результатами,а также причинами, влияющими на них.

Косновным общим закономерностям развитияотносятся: обусловленность развитиячеловека внутренними и внешнимиусловиями; взаимодействием многихфакторов (наследственности, среды,воспитания); мерой его собственнойактивности, направленной насамосовершенствование, участие вдеятельности.

3.Характеристика основных факторов, влияющих на развитие личности

На развитие человека и формированиеего личности оказывают влияние внешниеи внутренние, биологические и социальные,управляемые и неуправляемые факторы.

К биологичским факторам, влияющимна развитие и формирование личности,относят наследственность.

Наследственность –свойствоорганизма передавать от родителей кдетям определенные качества и особенности.Носителями наследственности являютсягены.

К наследственным свойством организмаотносят:

-анатомо-физиологическую структуру,отражающую видовые признаки индивидакак представителя человеческого рода(задатки речи, прямохождения, мышления,трудовой деятельности);

-физические особенности(внешниерасовые признаки, особенности телосложения,конституции, черты лица, цвет волос,глаз, кожи);

-физиологические особенности(обменвеществ, группа крови, резус-фактор);

-особенности нервной системы (строениекоры головного мозга и его периферическихаппаратов, особенности нервных процессов,обусловливающие характер и определенныйтип высшей нервной деятельности);

-аномалии в развитии организма;предрасположенность к некоторымзаболеваниям наследственного характера(гемофилия, сахарный диабет, шизофрения).

Черты характера, склонности, способностине передаются по наследству, но ониобусловлены задатками, унаследованнымибиологическими факторами. Заложенныеприродой задатки развиваются только всоциальной среде.

Задатки– это анатомо-физиологическиеособенности организма, являющиесяпредпосылками развития способностей.

Способности– индивидуальныеособенности личности, являющиесяусловиями успешного осуществленияопределенного рода деятельности. Онине сводятся к знаниям, умениям и навыкам,а обнаруживаются в быстроте, глубине ипрочности овладения способами и приемамидеятельности.

К социальным факторам, оказывающимвлияние на развитие и формированиеличности, относят среду. Подсредойпонимают социальные условия жизничеловека и его природное окружение(общественно-экономический уклад,культура общества, традиции и быт,массовые коммуникации).

В педагогическойдеятельности под средой понимают всюокружающую ребенка действительность,в условиях которой происходит развитиеи формирование его личности.

К числуосновных социальных институтов, влияющихна развитие и формирование личности,относят: семью, учебно-воспитательныеучреждения, охватывающие все звеньясистемы образования, внешкольныеучреждения, средства массовой информации.

Важнейшим фактором, оказывающим влияниена развитие и формирование личности,является воспитание.Воспитаниеможно рассматривать и как составнуючасть влияния социальной среды начеловека, но вместе с тем этоцеленаправленная, специально-организованнаядеятельность, требующая профессиональнойподготовки.

В процессе воспитаниябольшое значение имеет собственнаяактивность личности, которая являетсяне только объектом, но и субъектомвоспитания. Между воспитанием и развитиемсуществует взаимосвязь.

Воспитаниестроится и осуществляется в соответствиис закономерностями физического,психического и личностного развитиядетей и направляет их развитие.

Таким образом, на процесс развития иформирования личности влияют три ведущихфактора, каждый из которых играетопределенную роль.

Наследственностьсоздает материальную основу и предпосылкиразвития личности в виде задатков ипредрасположенностей. Среда являетсяусловием и источником развития личности.

Воспитание, как сознательная,целенаправленная, управляемая частьсреды является наиболее важным, решающимфактором развития и формированияличности.

Главным условием развития личностиявляется деятельность – внешняя(физическая) и внутренняя (психическая)активность человека, регулируемаясознательной целью.

Основными видамидеятельности ребенка являются игра,труд, учение, а также общение, различныевиды занятий школьника (спортивные,художественные) и отношение к ним.

Наразвитие личности большое влияниеоказывает коллективная деятельностьв семье, школе, которая ставит ребенкав положение соучастника общественно-значимогодела, ответственного за свою частьработы, побуждает к сотрудничеству,сопереживанию.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4496459/page:2/

Взаимосвязь биологического и социального в личности

Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке является одной из фундаментальных и в некотором роде универсальных проблем современной научной мысли, так как она находит отражение почти во всех дисциплинах, исследующих человека.

На протяжении развития психологической мысли предлагались различные концепции, отражающие соотношение биологического и социального в человеке. Нередко в рамках данной дихотомии человеческой организации рассматривалось и понятие психического. Возможно выделение нескольких групп концепций, которые по-разному исследуют взаимосвязь названных понятий.

Преобладание биологического

В русле биологизаторских концепций психические и социальные свойства человека рассматриваются в качестве линейных функций развития организма.

В данных концепциях утверждается, что большая часть особенностей психических процессов и состояний человека, социальные функции и роли заложены биологически, и их развитие подчиняется лишь законам биологии, причем тем, которые были открыты и сформулированы в процессе изучения животных и имеют мало общего с особенностями человека. Нередко в биологизаторских концепциях применяется закон рекапитуляции, в соответствии с которым лишь биологическими особенностями обусловлена эволюция человека, никакие социальные факторы на нее не влияли. До крайности данная концепция была доведена утверждением о том, что психического и социального как самостоятельных явлений не существует, их можно трактовать с применением биологических (в большинстве физиологических) законов.

Биологизаторские концепции активно распространялись среди физиологов. Например, их сторонником был И. П. Павлов.

Преобладание социального

В рамках социологизаторских концепций, которые также основаны на идее рекапитуляции, но уже с иной точки зрения, утверждается, что все биологические качества второстепенны, выступают лишь фоном в процессе социализации личности.

В процессе социальных отношений у человека развиваются, а затем передаются по наследству предпосылки к установлению и использованию социальных контактов.

Все достижения социального проявляются в процессе непрекращающегося развития человека.

Отрицание значимости как биологического, так и социального

Отдельно необходимо отметить концепции, согласно которым развитие человека не подчиняется ни биологическим, ни социальным законам, а является предопределенным какими-либо сторонними факторами.

При данном рассмотрении тело человека – лишь вместилище, а социальное окружение незначимо.

В большей степени данная концепция отражена в работах авторов, утверждающих божественное происхождение человека и его психики.

Равенство биологического и социального

В настоящее время предлагается множество психологических концепций, согласно которым личность является не только субъектом общественной системы и не только биологическим организмом, ее можно рассматривать как специфическое интегративное образование, которое в равной мере объединяет:

  • биологические особенности индивида (как представителя человеческого вида);
  • социальные функции и роли личности (как субъекта социальных отношений и деятельности) (см. рис. 1).

Взаимозависимость биологического и социального

В русле современного междисциплинарного подхода получила широкое распространение теория гармонизирующей эволюции, представителями которой был предложен основной фактор биологической эволюции – воздействие социальных потребностей человека. В процессе отбора мутаций и их рекомбинаций происходило постепенное преобразование генетической программы, с течением времени все больше удовлетворяющей потребности общественных отношений, частью которых становился человек.

Таким образом, можно говорить о постепенно нарастающей социализации биологических свойств человека.

Как известно, животные предки человека обладали лишь биологической сущностью. Процесс их гармонизирующей эволюции был проявлением единства биологического и социального.

Под воздействием зарождавшихся социальных потребностей биологическая эволюция начала кардинально менять свое направление, в результате чего к моменту появления вида homo sapiens сформировалась сложнейшая генетическая программа, которая свойственна лишь данному виду. Эта программа может быть названа социализированной.

На основании данной генетической программы в молекулярных структурах ДНК отразилась объективная необходимость развития сложного мозга; руки, способной к разного рода сложным манипуляциям; прямохождения; анатомических особенностей гортани, которые позволяют пользоваться членораздельной речью; особенно чувствительных сенсорных органов зрения и слуха и многого другого, что относится к морфофизиологическим особенностям человека.

Биологическое в человеке имеет особое значение во всех процессах его жизнедеятельности. Даже являясь общественным существом, человек не утрачивает своей биологической составляющей, которую можно рассматривать как особую предпосылку развития надбиологических свойств. В процессе онтогенеза (индивидуального развития) человек отражает обобщенные черты развития своего рода. Так, в период времени от зачатия до появления на свет в человеке хоть и заложена социализированная генетическая программа, все же он в большей степени является биологическим существом, подчиняясь, главным образом, только законам биологии. После рождения биологические предпосылки в организационной структуре человека становятся основой для развития сознания, мышления и языка. Данный период развития ребенка представляет собой преобразование его биологической сущности в социальную, когда внешнее (социальная программа) становится внутренним, претерпевая изменения благодаря интеллекту и чувственно-эмоциональной сфере человека. Таким образом, можно наблюдать процесс становления личности как индивидуализированной совокупности социальных связей и отношений.

Значение генетической программы человека нельзя преуменьшать, однако произошли определенные изменения в ее роли: в ходе биологической эволюции данная программа приобрела особые свойства, которые обеспечивают готовность новорожденного к предстоящему развитию в условиях социума.

Эту готовность можно назвать универсальной, так как это типологическое свойство всех представителей человечества. На современном этапе развития каждый человек благодаря биологическим особенностям мозга способен развивать сознание и, соответственно, основанную на нем способность к членораздельной речи.

Универсальность такой готовности наглядно можно представить на примере языка. Как уже указано, сознание и речь формируются почти у каждого ребенка, однако как таковые они не отражены в структурах ДНК, а появляются лишь в процессе общения.

На универсализм человеческих предпосылок к речи указывает и тот факт, что ребенок может овладеть любым языком, который слышит после рождения. В качестве другой важнейшей особенности мозга предстает его неспециализированность.

На основе существующих комплексов, своеобразных ансамблей постоянно взаимодействующих нейронов, которые служат как материальная база познания и деятельности, человек формирует в своем сознании и применяет поведении огромное множество социально ориентированных программ.

Можно сделать вывод: целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого, чувственного существа, основана на динамике взаимодействия социального и биологического.

Взаимодействие социального и биологического в человеке основано на том принципе, что более простая форма движения материи (в данном случае – биологически эволюционная) явилась основой для возникновения высшей, более сложной формы, в данном случае – общественной.

Общественная форма движения несводима к биологической, однако в целостной системе человека между ними налицо неразрывная связь, взаимодействие и единство.

Социальная сущность человека возникла на гребне биологической эволюции. Общественное содержание человека с его трудовыми способностями и социальными потребностями – это новое свойство, не известное остальной природе. Труд, интеллект, человеческие эмоции и воля – все это возникает прежде всего как отражение человеком исторически сложившихся общественных отношений.

Для каждого человека как представителя поколения действует стихийно сложившаяся социальная программа, в которой находят свое отражение состояние материальной и духовной культуры, тип общественных отношений, уровень развития производительных сил, а также те конкретные материальные и идеальные взаимоотношения, посредством которых формируется это поколение. Социальная программа вещественно представлена технологией, произведениями искусства, архитектурой и множеством других «очеловеченных» предметов. Она выражена в знаковых системах – научной и художественной литературе, живописи и через разнообразные взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Социализация биологии человека пронизывает всю его жизнь. В этой связи следует указать на методологическую необоснованность дуализма в подходе к проблеме биосоциального. Изучение человека на стыке биологического и социального – одна из важных проблем науки. Многое в этой области еще не изучено.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/vzaimosvyaz_biologicheskogo_i_socialnogo_v_lichnosti/

Социальное и биологическое в человеке. Философия: проблема соотношения биологического и социального в человеке

Социальное и биологическое в человеке. Философия: проблема соотношения биологического и социального в человеке

Развитие человека и общества обусловлено социальной направленностью в формировании взаимоотношений между индивидами.

Сама природа человека базируется на социальных началах, что отражается в психологической, культурной и общественной деятельности.

Вместе с тем нельзя преуменьшать и аспект принадлежности людей к биологическому виду, что изначально наделяет нас генетическими инстинктами. Среди них можно выделить стремления выживать, продолжать род и сохранять потомство.

Даже если рассматривать биологическое и социальное в человеке кратко, то придется отметить и предпосылки к конфликтам, обусловленные двойственной природой.

В то же время остается место и диалектическому единству, которое позволяет соседствовать в человеке разноплановым стремлениям.

С одной стороны, это желание утверждать права личности и всеобщий мир, но с другой – вести войны и совершать преступления.

Социальные и биологические факторы

Для понимания проблем взаимосвязи биологического и социального необходимо подробнее ознакомиться с базовыми факторами обеих сторон человека. В данном случае речь идет о факторах антропогенеза.

Относительно биологической сущности, в частности, выделяется развитие рук и мозга, прямохождение, а также способность к речи.

Среди ключевых социальных факторов выделяют труд, общение, нравственность и коллективную деятельность.

Уже на примере обозначенных выше факторов можно сделать вывод, что единство биологического и социального в человеке не просто допустимо, но и органично существует. Другое дело, что это вовсе не отменяет противоречия, с которыми приходится справляться на разных уровнях жизнедеятельности.

Важно отметить и значение труда, который выступил одним из ключевых факторов в процессе формирования современного человека.

Как раз на этом примере ярко выражается связь двух, казалось бы, противоположных сущностей.

С одной стороны, прямохождение освободило руку и сделало эффективнее трудовую деятельность, а с другой – коллективное взаимодействие позволило расширить возможности накопления знаний и опыта.

В дальнейшем социальное и биологическое в человеке развивалось в тесной связке, что, конечно, не исключало и противоречий. Для более четкого понимания конфликтов данного рода стоит подробнее ознакомиться с двумя концепциями в понимании сущности человека.

Биологизаторская концепция

Согласно данной точке зрения, сущность человека, даже в социальных ее проявлениях, формировалась под влиянием генетических и биологических предпосылок развития. Особенно среди приверженцев этой концепции популярна социобиология, которая как раз и объясняет деятельность людей эволюционно-биологическими параметрами.

В соответствии с этой позицией, биологическое и социальное в жизни человека в одинаковой степени обусловлено влиянием природной эволюции.

При этом факторы влияния вполне соответствуют и животным – например, выделяются такие аспекты, как защита жилища, агрессивность и альтруизм, семейственность и следование правилам сексуального поведения.

На данном этапе развития социобиология пытается решать сложные вопросы социального характера с натуралистической позиции. В частности, представители этого направления отмечают в качестве факторов влияния свободу и ответственность личности, важность преодоления экологического кризиса, равноправие и т. д.

Хотя биологизаторская концепция одной из главных задач ставит цель сохранения текущего генофонда, не менее остро стоит и проблема соотношения биологического и социального в человеке, выраженная антигуманистическими идеями социобиологии.

Среди них отмечаются концепции деления рас по праву превосходства, а также использование естественного отбора в качестве инструмента борьбы с перенаселением.

Социологизаторская концепция

Против вышеописанной концепции выступают представители социологизаторской идеи, отстаивающие первостепенность значения социального начала. Сразу стоит отметить, что, в соответствии с этой концепцией, общественное имеет приоритет над индивидуальным.

Такой взгляд на биологическое и социальное в развитии человека наиболее выражается в ролевых теориях личности и структурализме. В этих направлениях, к слову, работают специалисты по социологии, философии, лингвистике, культурологии, этнографии и других дисциплин.

Приверженцы структурализма полагают, что человек – это первичный компонент существующих сфер и общественных подсистем. Само же общество проявляется не посредством входящих в него индивидов, а в качестве комплекса отношений и связей между отдельными элементами подсистемы. Соответственно, индивидуальность поглощается обществом.

Не менее интересна и ролевая теория, которая объясняет биологическое и социальное в человеке. Философия с данной позиции рассматривает проявления человека как совокупность его социальных ролей.

При этом общественные правила, традиции и ценности выступают своеобразными ориентирами для действий отдельных индивидов.

Проблемой такого подхода является фиксация внимания исключительно на поведении людей без учета особенностей их внутреннего мира.

Понимание проблемы с точки зрения психоанализа

Между теориями, абсолютизирующими социальное и биологическое, расположился психоанализ, в рамках которого сложился третий взгляд на сущность человека. Логично, что в данном случае на первое место ставится психическое начало.

Создателем теории является Зигмунд Фрейд, который полагал, что любые человеческие мотивы и стимулы лежат в области бессознательного. При этом биологическое и социальное в человеке ученый не рассматривал как сущности, формирующие единство.

Например, социальные аспекты деятельности он обуславливал системой культурных запретов, также ограничивающих роль бессознательного.

Последователями Фрейда была разработана и теория коллективного бессознательного, в которой уже прослеживается уклон в сторону социальных факторов. По мнению создателей теории, это глубинный психический слой, в котором заложены врожденные образы.

В дальнейшем выработалась и концепция социального бессознательного, в соответствии с которой вводилось понятие совокупности черт характера, свойственных для большей части членов общества. Однако проблема биологического и социального в человеке с позиции психоанализа и вовсе не обозначалась.

Не учитывали авторы концепции и диалектическое единство природного, социального и психического. И это при том, что общественные отношения развиваются в неразрывной связке этих факторов.

Биосоциальное развитие человека

Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.

Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества.

Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком.

Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.

Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.

Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности. При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных.

Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке.

Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.

Концепция целостной социальной природы

Это одна из идей, которая оставляет равные места для рассмотрения обеих сущностей человека. Ее обычно рассматривают как концепцию интегральной социальной природы, в рамках которой возможно органичное соединение биологического и социального в человеке, а также в обществе.

Приверженцы этой теории рассматривают человека в качестве социального существа, в котором сохраняются и все характеристики с закономерностями природной сферы. Это значит, что биологическое и социальное в личности человека не противоречат друг другу, а способствуют его гармоничному развитию.

Специалисты не отрицают влияния ни одного из факторов развития и стремятся их правильно вписывать в общую картину формирования человека.

Социально-биологический кризис

Эпоха постиндустриального общества не может не накладывать свой отпечаток на процессы человеческой деятельности, под призмой которых меняется и роль факторов поведения. Если прежде социальное и биологическое в человеке формировалось в немалой степени под влиянием труда, то современные условия жизни, к сожалению, практически минимизируют физические усилия со стороны человека.

Появление все новых технических средств опережает потребности и возможности организма, что приводит к рассогласованию между целями общества и первостепенными потребностями отдельного индивида.

При этом члены общества все больше подвергаются давлению социализации.

В то же время соотношение биологического и социального в человеке остается на прежнем уровне в регионах, где наблюдается незначительное влияние техники на уклад и ритм жизни.

Пути преодоления дисгармонии

В деле преодоления конфликтов между биологическими и социальными процессами помогает современный сервис и развитие инфраструктуры. В данном случае технический прогресс, напротив, играет положительную роль в жизни общества.

Надо отметить, что в будущем возможен рост существующих и появление новых потребностей человека, для удовлетворения которых нужны будут другие виды деятельности, которые позволяют эффективнее восстанавливать психические и физические силы человека.

В данном случае социальное и биологическое в человеке объединяется сферой обслуживания.

Например, поддерживая тесную взаимосвязь с другими представителями общества, человек пользуется оборудованием, способствующим его физическому восстановлению.

Соответственно, об остановке развития обеих сущностей человеческого поведения речи не идет. Факторы развития эволюционируют вместе с самим объектом.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Среди основных сложностей в рассмотрении биологического и социального в человеке следует выделить абсолютизацию одной из этих форм поведения. Крайние взгляды на сущность человека мешают определить проблемы, которые как раз происходят из противоречий в разных факторах развития.

На сегодняшний день многие специалисты предлагают рассматривать социальное и биологическое в человеке по отдельности. Благодаря такому подходу и выявляются основные проблемы соотношения двух сущностей – это конфликты, которые имеют место в процессе выполнения общественных задач, в личной жизни и т. д.

Например, биологическая сущность может взять верх в деле конкурентной борьбы – в то время, как социальная сторона, напротив, требует выполнения задач созидания и поиска компромисса.

Заключение

Несмотря на значительное продвижение науки во многих областях, вопросы антропогенеза по большей части остаются без ответа. Во всяком случае, нельзя сказать, какие конкретно доли занимает биологическое и социальное в человеке.

Философия сталкивается и с новыми аспектами изучения этого вопроса, которые появляются уже на фоне современных изменений индивида и общества. Но есть и некоторые точки схождения мнений. Например, очевидно, что процессы биологической и культурной эволюции идут совместно. Речь идет о связи генов с культурой, но при этом их значение неодинаково.

Первостепенная роль все же отводится гену, который становится конечной причиной большинства мотивов и поступков, совершаемых человеком.

Источник: http://fb.ru/article/234070/sotsialnoe-i-biologicheskoe-v-cheloveke-filosofiya-problema-sootnosheniya-biologicheskogo-i-sotsialnogo-v-cheloveke

Народный целитель
Добавить комментарий